ИСТОРИЯ ОКРУГА

ИСТОРИЯ ОКРУГА

КОМЕНДАНТСКОМУ АЭРОДРОМУ 100 ЛЕТ

Конец XIX и начало XX века ознаменовались зарождением, а затем и бурным развитием авиации. С 1905 года — сразу после известий об успешных полетах братьев Райт, европейский летчиков и конструкторов Сантос-Дюмона, Блерио, братьев Вуазен и Фарман — сначала во Франции, а затем и в других европейских странах открылись летные школы, стали строиться самолеты и аэродромы. Не стала исключением и Россия…

 

ПЕРВЫЕ ПОЛЕТЫ

  • 29 января 1908 года в Санкт-Петербурге был организован Всероссийский аэроклуб. После того, как Николай II взял его под свое покровительство, он стал назваться Императорским.
  • С тех пор Коломяжский ипподром на севере Петербурга, столь популярный у публики, стал использоваться для показательных полетов первых летательных аппаратов.
  • В 1909 году по инициативе Императорского Всероссийского авиаклуба для организации первых публичных полетов в Петербург были приглашены французские летчики Леганье и Гюйо, который совершил свой полет в ноябре с Коломяжского ипподрома. Продолжался он всего 7 минут.
  • В том же 1909 году около ипподрома были построены мастерские Первого Всероссийского товарищества воздухоплавания (переименованные позже в завод С.С. Щетинина). С этих мастерских началась русская авиационная промышленность.
 i1

МЕЖДУНАРОДНАЯ АВИАЦИОННАЯ НЕДЕЛЯ

  • С 25 апреля по 2 мая 1910 года на Коломяжском ипподроме прошла первая Международная авиационная неделя, которую организовал Императорский Всероссийский аэроклуб.
  • В ней приняли участие пять зарубежных авиаторов. В летном мастерстве соревновались французы Леон Моран и Раймонда де Ларош, бельгиец Христиане, немец Винцирс, швейцарец Морель Эдмонд и один из первых русских летчиков Николай Попов.
  • Наибольшее число призов было присуждено русскому летчику Попову, который летал выше всех и дальше всех. От царя Николая II ему были вручены золотые часы с цепочкой.
  • Невиданное доселе зрелище вызвало огромный интерес петербуржцев. В отдельные дни на трибунах собиралось до 40 тысяч зрителей, а вокруг поля – до 80 тысяч.
  • Столица в те дни жила исключительно авиацией. Слово «авиатор» вызывало бурю восторга. Пресса публиковала восторженные статьи о полетах «летунов». Даже дамы говорили о «моторах, скаковых силах и пропеллерах».
 i2

ВСЕРОССИЙСКИЙ ПРАЗДНИК ВОЗДУХОПЛАВАНИЯ

  • Осенью 1910 года к западу от Коломяжского ипподрома на средства товарищества «Крылья» и Императорского Всероссийского авиаклуба был построен аэродром — первый в России. Он разместился на Комендантском поле, за что и был назван Комендантским.
  • С 8 сентября по 1 октября 1910 года на построенном аэродроме прошел первый Всероссийский праздник воздухоплавания. Состязания проходили на аэропланах, дирижаблях, аэростатах и даже на воздушных змеях.
  • Организаторы учредили множество призов и премий — за высоту подъема, скорость, продолжительность и дальность полета, точность приземления. Впервые в воздух вместе с «Фарманами» и «Блерио» поднялся русский летательный аппарат «Россия».
  • В соревнованиях приняли участие одиннадцать русских авиаторов. Среди них были и знаменитости – Михаил Ефимов, Лев Мациевич, Владимир Лебедев, Сергей Уточкин. В состязаниях профессионалов большинство призов завоевал Ефимов, обучавшийся летному мастерству во Франции у самого Анри Фармана.
  • Особенное впечатление на публику произвели полеты военных авиаторов. Поручик Евгений Руднев совершил полет над центром Петербурга, а 22 сентября летчик Пиотровский произвел полет с пассажиром в Кронштадт. Это был первый в России перелет над морем, который дал толчок рождению морской авиации.

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ГЕРОЙ

  • Однако первый праздник воздухоплавания был омрачен трагедией — гибелью тридцатитрехлетнего любимца публики, военного летчика, капитана Льва Мациевича.
  • 24 сентября 1910 года во время его показательного полета на высоте 385 метров на самолете «Фарман» лопнула диагональная растяжка, а конец проволоки попал в винт. Летчик выпал из самолета и на глазах у потрясенной публики разбился насмерть.
  • Хоронили Льва Мациевича как национального героя. Тысячи людей шли вслед за его гробом по Невскому проспекту к Александро-Невской лавре. На собранные общественностью Петербурга деньги на могиле Мациевича был установлен памятник.
  • В 1910 году отставной артиллерийский поручик Глеб Котельников был настолько потрясен гибелью Мациевича, что в 1911 году изобрел устройство для спасения жизни авиаторов — первый в мире ранцевый парашют.
  • Несмотря на трагедию, первый праздник воздухоплавания стал торжеством отечественной авиации. Об успехах ее можно судить по отчетам императорского аэроклуба: только за один 1910 год были рассмотрены 104 проекта летательных аппаратов, поступивших от ученых, инженеров и самоучек со всех концов России.

ГРАНДИОЗНЫЕ ПЕРЕЛЕТЫ

  • Начиная с 1910 года, всероссийские праздники воздухоплавания на Комендантском аэродроме стали ежегодными. Зрителем всех без исключения состязаний был известный русский ученый Николай Жуковский – основоположник русской аэродинамической школы.
  • 22 октября 1910 года с Комендантского аэродрома взмыл в небо «Фарман-3» под управлением пилота Евгения Руднева, совершивший беспосадочный перелет из Петербурга в Гатчину. Через 56 минут, преодолев 60 верст, самолет сделал посадку на гатчинском аэродроме.
  • В 1911 году Петербург ждала новая сенсация — 10 июля с Комендантского аэродрома стартовал грандиозный по тем временам групповой перелет Петербург-Москва.
  • В перелете участвовали девять аэропланов, но только один из них – «Блерио XI» Александра Васильева – достиг Москвы. Расстояние в 725 километров Васильев преодолел за 24 часа 41 минуту и 14 секунд, причем летное время составило только 9 часов 30 минут. Это был первый в истории перелет по маршруту Петербург — Москва, соединивший два города линией воздушной связи.

ПЕРВЫЕ КОНСТРУКТОРЫ

  • На Комендантском аэродроме работали и начинали свой путь выдающиеся русские авиаконструкторы. 6 июня 1910 года здесь поднялся в небо биплан «Гаккель III», разработанный инженером Яковом Модестовичем Гаккелем. За 15 лет Гаккель спроектировал и построил около полутора десятков самолетов, создал первый в России самолет-амфибию и модель пассажирского самолета на 25 человек.
  • В 1910 году на строительстве Комендантского аэродрома работал Сергей Ильюшин. Здесь он увидел полеты знаменитых русских авиаторов Ефимова и Уточкина. В годы первой мировой войны на Комендантском аэродроме Ильюшин получил специальность авиамеханика, а впоследствии стал знаменитым авиаконструктором.
  • На Комендантском аэродроме один из пионеров авиастроения, конструктор Николай Васильевич Ребиков собрал и испытал оригинальные самолеты «Россия А» и «Россия Б» — первые русские серийные самолеты.
  • В октябре 1910 года на Комендантском аэродроме Императорский Всероссийский аэроклуб открыл летную школу, первым начальником которой стал Николай Александрович Яцук. Школа сыграла большую роль в подготовке кадров для молодой российской авиации. В ней обучались не только мужчины, но и женщины. В 1914 году диплом пилота получила княжна Софья Алексеевна Долгорукая.

САМОЛЕТЫ СИКОРСКОГО

  • В 1912 году на краю Комендантского аэродрома был открыт сборочный ангар Авиационного отделения Русско-Балтийского вагонного завода, где было организовано массовое строительство самолетов. В 1913 году главным конструктором завода стал 23-летний изобретатель Игорь Иванович Сикорский.
  • 26 мая 1913 года в Петербурге на Комендантском аэродроме был испытан первый в мире многомоторный самолет «Русский витязь», на котором Сикорский установил мировой рекорд продолжительности полета — 1 час 54 минут с восьмью пассажирами на борту.
  • Этот полет сделал Сикорского известным всему миру. Его «Русский витязь» стал родоначальником всех тяжелых самолетов. Следом за ним в 1914 году Сикорский построил новый гигант – знаменитый самолет «Илья Муромец» с размахом крыльев в 31 метр, на котором сам конструктор совершил перелет из Петербурга в Киев и обратно.
  • «Илья Муромец» стал первым в мире серийным многомоторным самолетом и принял активное участие в боевых действиях на фронтах первой мировой войны. Всего по проектам Сикорского построено более пятнадцати оригинальных моделей самолетов, в том числе гидросамолеты С-5 и С-10.