745760052464c25941b644b7eed0ba5e

Прокуратура информирует

*Федеральным законом от 08.08.2024 № 324-ФЗ Федеральный закон от 12.12.2023 № 565-ФЗ «О занятости населения в Российской Федерации» дополнен главой 6.1, регулирующей вопросы трудоустройства граждан России за пределами территории РФ, действие которой начнётся с 01.03.2025. Кроме того, оказание услуг по трудоустройству граждан РФ за пределами её территорри исключено из перечня видов деятельности, подлежащих лицензированию.  В связи с этим с 01.03.2025 утрачивает силу действие ст. 18.13 КоАП РФ, устанавливающей административную ответственность за осуществление деятельности по трудоустройству граждан РФ за границей без лицензии или с нарушением условий, предусмотренных лицензией.
*Федеральным законом от 26.12.2024 № 490-ФЗ внесены изменения в КоАП РФ, согласно которым увеличены размеры штрафов: — за нарушение правил применения ремней безопасности или мотошлемов с 1 тыс.руб. до 1,5 тыс.руб.; — за управление транспортным средством (далее — т/с) водителем, находящимся в состоянии опьянения, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния: с 30 тыс.руб. до 45 тыс.руб. (дополнительное наказание в виде лишения права управлять т/с осталось прежним); — за передачу управления т/с лицу, находящемуся в состоянии опьянения: с 30 тыс.руб. до 45 тыс.руб. Также увеличены размеры штрафов за превышение установленной скорости движения, проезд на запрещающий сигнал светофора и др. К примеру, превышение установленной скорости движения т/с на величину более 80 километров в час влечет наложение административного штрафа в размере 7,5 тыс.руб. (ранее — 5 тыс.руб.) или лишение права управления т/с на срок 6 месяцев (как и прежде) — ч. 5 ст. 12.9 КоАП РФ.

 

*Федеральным законом от 08.08.2024 № 315-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», вступающие в силу с 01.03.2025. Так, к обязанностям образовательной организации дополнительно отнесено создание специальных условий для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, инвалидами (детьми-инвалидами) в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии, а для инвалидов (детей-инвалидов) также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации и абилитации. К обязанностям педагогического работника, в том числе отнесены: — учёт особенностей психофизического развития обучающихся и состояние их здоровья; — соблюдение специальных условий, необходимых для получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, инвалидами (детьми-инвалидами) в части реализации адаптированных образовательных программ, использования форм, методов и средств обучения и воспитания; — взаимодействие при необходимости с медицинскими организациями и центрами психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи. Также скорректированы специальные условия для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, инвалидами (детьми-инвалидами). К примеру, к специальным условиям для получения образования отнесено обеспечение предоставления услуг переводчика русского жестового языка. Кроме того, обновлено Положение о психолого-медико-педагогической комиссии, которое утверждено приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 01.11.2024 № 763, вступает в силу с 01.03.2025 и отменяет приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 20.09.2013 № 1082 с аналогичным наименованием.

*Федеральным законом от 26.12.2024 № 498-ФЗ Трудовой кодекс Российской Федерации дополнен статьями 341.1-1 — 341.1-4. Так, осуществлять деятельность по предоставлению труда работников (персонала) вправе: — частное агентство занятости; — юридическое лицо, подведомственное федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции в данной сфере; — другие юридические лица в установленных законом случаях и порядке. Договор о представлении труда работников — договор возмездного оказания услуг, по которому направляющая сторона временно направляет своих работников с их согласия к принимающей стороне для выполнения этими работниками определенных их трудовыми договорами функций в интересах, под контролем и под управлением принимающей стороны. При этом принимающая сторона обязуется оплатить услуги по предоставлению труда работников и имеет право требовать исполнения ими трудовых обязанностей. Установлены ограничения на такое предоставление труда работников. Так, направление работников не допускается в целях: — замены участвующих в забастовке работников принимающей стороны; — выполнения работ в случае простоя у принимающей стороны, осуществления процедуры её банкротства; — замены работников принимающей стороны, отказавшихся от выполнения работы, в том числе в связи с задержкой выплаты зарплаты на срок более 15 дней. Вместе с тем при направлении работника для выполнения работы у принимающей стороны по договору о предоставлении труда работников (персонала) трудовые отношения между этим работником и направляющей стороной не прекращаются, а трудовые отношения между этим работником и принимающей стороной не возникают.
* Продажа сим-карт в нарушение требований законодательства о связи, в том числе без заключения агентского договора, иных документов, дающих право субъекту предпринимательской деятельности на реализацию сим-карт, является наказуемым деянием и влечет наложение крупных и существенных штрафов от 300 тыс. до 400 тыс. рублей. Гражданам следует помнить, что, согласно части 1 статьи 44 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи», на территории Российской Федерации услуги связи оказываются на основании договора об оказании услуг связи, заключенного в соответствии требованиями закона и правилами оказания услуг связи.Если продавец не заключил с вами такой договор, то это не только «его проблема», но и ваша. Использование таких сим-карт в первую очередь небезопасно для вас и может повлечь причинение материального вреда.  В современном мире номера мобильных телефонов используются при регистрации в различных важных для граждан информационных ресурсах, доступ к котором может быть украден злоумышленниками, которые используют для этого приобретенную Вами не зарегистрированную должным образом сим-карту. Привязывая такой номер телефона к своей банковской карте, вы открываете злоумышленникам доступ к банковскому счету и лицевому счету абонента мобильной связи. Кроме того, покупая сим-карту без ее надлежащего оформления, каждый гражданин может столкнуться и с трудностями при обслуживании его сотовым оператором. Если вам стало известно о фактах продажи таких сим-карт, либо вы сами стали жертвой такого предпринимателя, рекомендуем обратиться в органы прокуратуры республики с целью защиты нарушенных прав и привлечении безответственных продавцов к административной ответственности, предусмотренной статьей 13.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
*    При получении работником травмы из-за несчастного случая на производстве (производственной травмы) он имеет право на оплату больничного листа; единовременную и ежемесячные страховые выплаты. За всеми выплатами, кроме пособия, работник сам обращается в ФСС (ст. ст. 8, 15 Закона № 125-ФЗ). Кроме того, у работника, пострадавшего в результате несчастного случая на производстве, может возникнуть право на оплату дополнительных расходов, связанных с медицинской, социальной и профессиональной реабилитацией пострадавшего работника, при наличии прямых последствий несчастного случая. Условия, размеры и порядок оплаты этих дополнительных расходов установлены в Положении об оплате дополнительных расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию застрахованных лиц, получивших повреждение здоровья вследствие несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 15.05.2006 № 286. Также работник, получивший во время исполнения им трудовых обязанностей травму или иное повреждение здоровья, имеет право на возмещение морального вреда (ч. 1 ст. 237 ТК РФ). При этом, необходимо доказать, что моральный вред причинен работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя.

*Федеральным законом от 30.11.2024 № 440-ФЗ «О внесении изменений в статью 8.52 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» установлена административная ответственность за «Несоблюдение требований к содержанию животных». К числу таких требований, в частности, отнесено: 1) соблюдение прав и законных интересов соседей по многоквартирному дому (необходимо использовать квартиру по назначению, поддерживать ее в надлежащем состоянии, соблюдать права соседей, правила пользования жилыми помещениями и содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, обеспечивать соблюдение тишины в ночное время и т.д.); 2) обеспечение безопасности окружающих при выгуле домашнего животного (выгул потенциально опасной собаки без намордника и поводка независимо от места выгула запрещается, за исключением случаев, если потенциально опасная собака находится на огороженной территории, принадлежащей владельцу потенциально опасной собаки на праве собственности или ином законном основании. О наличии этой собаки должна быть сделана предупреждающая надпись при входе на данную территорию, перечень потенциально опасных собак утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2019 № 974 «Об утверждении перечня потенциально опасных собак») 3) уборка продуктов жизнедеятельности животного в местах и на территориях общего пользования. За нарушение установленного запрета установлена ответственность в виде наложения административного штрафа на граждан в размере от полутора до трех тысяч рублей, на должностных лиц – от пяти до пятнадцати тысяч рублей, на юридических лиц – от пятнадцати до тридцати тысяч рублей. Вместо штрафа возможно предупреждение. Кроме того, за причинение тяжкого вреда по неосторожности при нападении животного частью 1 статьи 118 Уголовного кодекса Российской Федерации предусмотрена уголовная ответственность вплоть до ареста на срок до шести месяцев. Вред, причиненный животным, здоровью или имуществу других лиц, в соответствии со статьями 151, 1064, 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации должен быть возмещен владельцем животного. С владельца в пользу пострадавшего может быть взыскана компенсация морального вреда.

*      Федеральным законом от 13.12.2024 №459-ФЗ внесены изменения в статью 574 части второй Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которым договор дарения недвижимого имущества, заключенный между гражданами, подлежит нотариальному удостоверению. В связи с чем, любые договоры дарения недвижимости между физическими лицами нужно будет заверять у нотариуса. Сейчас такой обязанности нет, кроме ряда исключений. Среди них сделки по отчуждению недвижимости несовершеннолетнего или ограниченно дееспособного. Изменения законодательства вступают в силу с 13 января 2025 года.

*Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.12.2024 № 1981 «О внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2022 г. № 680» на 2025 год продлена возможность изменения существенных условий государственных и муниципальных контрактов, предметом которых является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведение работ по сохранению объектов культурного наследия.

Существенные условия могут быть изменены при возникновении не зависящих от сторон контракта обстоятельств, влекущих невозможность его исполнения.

В России набирает обороты опасная схема мошенничества – дропперство.

Лица, распространяющие предложения о покупке банковских карт, используют их в дальнейшем в различных схемах по отмыванию преступных доходов, а также в финансовых пирамидах.

Таким образом, владелец банковской карты, решивший подзаработать на продаже ее незнакомым лицам, может стать фигурантом уголовного дела.

Передача карты третьему лицу может квалифицироваться как неправомерный оборот средств платежей.

Правила безопасности: не передавайте данные о своих картах третьим лицам, не оформляйте ненужные карты, не переводите денежные средства, полученные от неизвестных лиц.

*Федеральным законом от 08.08.2024 № 311-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» и в отдельные законодательные акты Российской Федерации, которыми уточнен порядок осуществления федерального энергетического надзора, выполнения мероприятий, направленных на повышение надежности и безопасности систем теплоснабжения, проведения проверок готовности объектов и организаций к отопительному периоду.

В соответствии с указанным нормативно-правовым актом причины аварийных ситуаций в сфере теплоснабжения расследуются органами Ростехнадзора, на объектах и в организациях, подведомственных федеральным органам исполнительной власти в сфере обороны, обеспечения безопасности, государственной охраны, внешней разведки, мобилизационной подготовки и мобилизации, – подразделениями указанных федеральных органов исполнительной власти.

В рамках федерального государственного энергетического надзора в сфере теплоснабжения проводятся выездные и документарные проверки, а также профилактические мероприятия (информирование, обобщение правоприменительной практики, объявление предостережений, консультирование, профилактические визиты).

Федеральным законом от 08.08.2024 № 311-ФЗ предусмотрено, что договор теплоснабжения должен определять, в том числе порядок взаимодействия теплоснабжающих организаций и потребителей тепловой энергии при проведении мероприятий по наладке тепловых сетей, внутридомовых сетей и теплопотребляющих установок, а также порядок изменения условий заключенных договоров теплоснабжения в связи с проведением таких мероприятий.

Готовность к отопительному периоду должна быть обеспечена: муниципальными образованиями; теплоснабжающими организациями и теплосетевыми организациями; потребителями тепловой энергии, теплопотребляющие установки которых подключены (технологически присоединены) к системе теплоснабжения и которые приобретают тепловую энергию (мощность), теплоноситель для использования на принадлежащих им теплопотребляющих установках; управляющими организациями, товариществами собственников жилья, жилищными, жилищно-строительными или иным специализированным потребительскими кооперативами при осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами.

Кроме того, готовность к отопительному периоду должна быть обеспечена лицами, с которыми собственниками помещений в многоквартирном доме заключены договоры оказания услуг по содержанию или выполнению работ по ремонту общего имущества в целях надлежащего содержания или ремонта внутридомовой системы отопления в многоквартирном доме, или председателем совета многоквартирного дома в случае, если собственниками помещений не принято решение о заключении таких договоров, или муниципальными образованиями в случае, если способ управления многоквартирным домом не выбран или выбранный способ управления не реализован, а также владельцами тепловых сетей, не являющимися теплосетевыми организациями.

Владельцы тепловых сетей, не являющиеся теплосетевыми организациями, при потреблении тепловой энергии обязаны соблюдать требования безопасности в сфере теплоснабжения.

Также предусматривается обязанность теплоснабжающих и теплосетевых организаций в случае необеспечения критериев надежности теплоснабжения потребителей обеспечивать достижение выполнения таких критериев в сроки, соответствующие срокам выполнения мероприятий, обеспечивающих повышение надежности теплоснабжения, в том числе мероприятий по резервированию систем теплоснабжения, предусмотренных схемами теплоснабжения или инвестиционными программами теплоснабжающей или теплосетевой организации.

Федеральный закон от 08.08.2024 № 311-ФЗ вступает в силу с 01.03.2025.

*Административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста 16 лет, в том числе и в сфере безопасности дорожного движения. Следовательно, ответственность за административное правонарушение, совершенное несовершеннолетними в возрасте до 16 лет, несут родители или иные законные представители (опекуны, попечители). Право управления мопедом и мотоциклом подросток может получить по достижении им 16-летнего возраста только после сдачи экзаменов в ГИБДД и получения им водительского удостоверения соответствующей категории, а автомобилем – с 18 лет. Несовершеннолетний, достигший возраста 16-ти лет, может быть привлечен за все нарушения ПДД, включая управление в состоянии опьянения, управление транспортным средством (далее – ТС) без права управления. Единственным преимуществом, которым пользуется несовершеннолетний нарушитель ПДД, является отсутствие наказания в виде административного ареста.   Родители, приобретая своим детям, не имеющим водительских прав, мопеды и мотоциклы (скутеры), предоставляя возможность подростку прокатиться на машине и потренироваться основам вождения, в том числе в качестве поощрения за хорошую учебу или просто чтобы не мешали делам взрослых, сознательно толкают их на нарушение ПДД, тем самым провоцируют совершение детьми ДТП, в том числе с тяжкими последствиями. Помимо ответственности несовершеннолетних, совершивших правонарушение, возможно и наступление административной ответственности их родителей (законных представителей) за неисполнение или ненадлежащее исполнение родителями или иными законными представителями  несовершеннолетних обязанностей по содержанию, воспитанию, защите прав и интересов несовершеннолетних (ст. 5.35 КоАП РФ) в виде предупреждения либо штрафа в размере до 500 рублей. А также за передачу управления ТС лицу, не имеющему права управления, родители (законные представители) могут быть привлечены по ч.3 ст. 12.7 КоАП РФ. За передачу управления несовершеннолетнему, находящемуся в состоянии опьянения, родители (законные представители) могут быть привлечены по ч. 2 ст. 12.8 КоАП РФ. Наиболее распространенное нарушение среди подростков за рулем — отсутствие водительских удостоверений. Оно квалифицируется по п. 1 ст. 12.7 КоАП и грозит штрафом до 15 000 рублей. А если рядом с ребенком сидит взрослый водитель, то ему грозит штраф 30 000 рублей за передачу управления лицу, заведомо не имеющему права управления транспортным средством. Нарушение несовершеннолетним водителем ПДД, результатом которого стал причиненный здоровью человека тяжкий вред или смерть либо крупный материальный ущерб, квалифицируется уже как уголовное преступление. Уголовной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения преступления 16 лет. Но за отдельные виды преступлений (угон ТС, если в результате ДТП наступает смерть участника дорожного движения по вине несовершеннолетнего водителя) ответственность, предусмотренная уголовным законодательством, наступает с 14 лет. В соответствии со ст. 1074 ГК РФ несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет самостоятельно несут ответственность за причиненный вред. В соответствии с УПК РФ и ГК РФ именно родители являются гражданскими ответчиками и несут материальную ответственность за ущерб, причиненный преступными деяниями своего ребенка. В случае, когда у несовершеннолетнего в возрасте от 14 до 18 лет нет доходов или иного имущества, достаточных для возмещения вреда, вред должен быть возмещен полностью или в недостающей части его родителями или иными законными представителями.

*В Российской Федерации на Конституционном уровне гарантируется социальное обеспечение в случае инвалидности. Получение технических средств реабилитации и услуг для детей-инвалидов, включенных в федеральный перечень реабилитационных мероприятий, осуществляется за счет средств федерального бюджета. Федеральным законом от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» закреплено, что индивидуальная программа реабилитации или реабилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти. Законодательством Российской Федерации предусмотрено, что необходимые технические средства реабилитации могут быть предоставлены ребенку-инвалиду путем фактического предоставления, выдачи электронного сертификата на его приобретение или компенсации денежных средств за самостоятельно приобретенное техническое средство реабилитации. Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.04.2008 № 240 утверждены Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями. Указанные правила предусматривают, что заявление о предоставлении технического средства реабилитации подается законным представителем ребенка-инвалида в территориальный орган Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по месту жительства, месту пребывания или фактического проживания. По результатам рассмотрения такого заявления законный представитель ребенка-инвалида в 15-дневный срок уведомляется о праве на предоставление технического средства-реабилитации. В дальнейшем ребенок-инвалид обеспечивается техническим средством реабилитации по действующему государственному контракту или после проведения закупки соответствующего изделия. Для получения компенсации за самостоятельно приобретенное родителями необходимое техническое средство реабилитации для нужд ребенка необходимо обратиться с заявлением, а также соответствующими документами в территориальный орган Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации. При этом размер компенсации за его приобретение выплачивается в размере аналогичного технического средства реабилитации, приобретенного уполномоченным органом по государственному контракту. Решение о выплате такой компенсации принимается уполномоченным органом в срок не более 10 рабочих дней со дня принятия соответствующего заявления, о чем законный представитель ребенка-инвалида уведомляется в этот же день. Денежные средства выплачиваются в срок не более 5 рабочих дней с даты принятия указанного решения.

* Допускается участие автомобиля в дорожном движении без постановки на государственный учет и без государственных регистрационных знаков – для автомобилей, со дня приобретения которых не прошло 10 дней. В остальных случаях лицо может быть привлечено к административной ответственности по ч. 2 ст. 12.2 КоАП РФ за управление транспортным средством без государственных регистрационных знаков. Если со дня приобретения автомобиля прошло более 10 дней, водитель может быть привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст. 12.1 КоАП РФ за управление автомобилем, не зарегистрированным в установленном порядке, в виде штрафа в размере до 800 рублей, а за повторное совершение данного деяния – 5 000 рублей либо в виде лишения права управления транспортным средствомна срок до 3 месяцев. Вместе с тем, ответственность по ч. 2 ст. 12.2 КоАП РФ в виде штрафа в размере 5 000 рублей либо лишения права управления транспортным средством на срок от 1 до 3 месяцев понесет водитель в случае, когда формально со дня заключения договора купли-продажи прошло менее 10 дней, но имеются сведения, что фактически автомобиль приобретен ранее даты, содержащейся в договоре.

*В соответствии с Федеральным законом от 08.08.2024 № 318-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» с 1 января 2025 года вступают в силу изменения бюджетного законодательства, регламентирующие положения национального режима при осуществлении закупок. Так, при осуществлении закупок предоставляется национальный режим, обеспечивающий происходящему из иностранного государства или группы иностранных государств товару, работе, услуге, соответственно выполняемой, оказываемой иностранным гражданином или иностранным юридическим лицом, равные условия с товаром российского происхождения, работой, услугой, соответственно выполняемой, оказываемой российским гражданином или российским юридическим лицом, за исключением случаев принятия Правительством Российской Федерации соответствующих мер. После вступления в силу внесенных в Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» изменений, Правительство Российской Федерации вправе принимать меры, устанавливающие: а) запрет закупок товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами; б) ограничение закупок товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами; в) преимущество в отношении товаров российского происхождения, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых российскими лицами. Указанные изменения направлены на предоставление преимуществ российским производителям в целях поддержки отечественной экономики.

*    В статье 39.6 Земельного кодекса РФ закреплено право крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных организаций на предоставление земельных участков в аренду без торгов в случаях, установленных Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (ст.ст. 10.- 10.1). Процедура предоставления без торгов земельных участков независимо от их категории предполагает в том числе принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок не сформирован и не поставлен на кадастровый учет. Вместе с тем до 08.08.2024 земельным законодательством также устанавливались особенности рассмотрения соответствующих заявлений крестьянских (фермерских) хозяйств, предусмотренные в ст. 39.18 Земельного кодекса РФ, в связи с чем имела место правовая неопределенность в порядке применения обозначенных законодательных норм. После вступления в силу Федерального закона от 08.08.2024 № 319-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и статьи 10 и 10.1 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» положения законодательства о предварительном согласовании предоставления земельного участка при рассмотрении заявления крестьянского (фермерского) хозяйства подлежат применению в общем порядке, без учета особенностей, предусмотренных ст. 39.18 Земельного кодекса РФ. Наряду с изложенным п. 8 ст. 10 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» установлена возможность предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в аренду без проведения торгов сельскохозяйственным организациям, получающим государственную поддержку в сфере развития сельского хозяйства. В силу прямого указания закона соответствующие заявления указанных организаций с 08.08.2024 подлежат рассмотрению в порядке, установленном ст. 39.18 Земельного кодекса РФ.
*    Законодательством предусмотрен особый порядок привлечения к дисциплинарной ответственности за совершение коррупционного правонарушения. Так, взыскания налагаются на гражданского служащего в соответствии с порядком, установленным ст. 59.3 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации», и применяются представителем нанимателя на основании доклада о результатах проверки, проведенной подразделением кадровой службы соответствующего государственного органа по профилактике коррупционных и иных правонарушений, а в случае, если доклад о результатах проверки направлялся в комиссию по урегулированию конфликта интересов, и на основании рекомендации указанной комиссии. Порядок проведения проверки регламентирован Указом Президента Российской Федерации от 21.09.2009 № 1065 «О проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению». За несоблюдение государственным гражданским служащим ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, налагаются следующие взыскания: замечание, выговор, предупреждение о неполном должностном соответствии. Кроме того, ч. 1 ст. 59.2 Федерального закона «О государственной гражданской службе» предусмотрен особый вид дисциплинарной ответственности — увольнение в связи с утратой доверия. Законодательством предусмотрен и особый срок для привлечения виновных государственных служащих к ответственности. В силу ст. 59.3 Федерального закона «О государственной гражданской службе» взыскания, предусмотренные за коррупционные правонарушения применяются не позднее шести месяцев со дня поступления информации о совершении гражданским служащим коррупционного правонарушения, не считая периода временной нетрудоспособности служащего, пребывания его в отпуске, других случаев его отсутствия на службе по уважительным причинам, и не позднее трех лет со дня совершения им коррупционного правонарушения. В указанные сроки не включается время производства по уголовному делу. Согласно п. 7.1 ст. 81 Трудового кодекса Российской Федерации трудовой договор с работником может быть расторгнут в случае непринятия работником мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является, непредставления или представления неполных или недостоверных сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера либо непредставления или представления заведомо неполных или недостоверных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруга (супруги) и несовершеннолетних детей, открытия (наличия) счетов (вкладов), хранения наличных денежных средств и ценностей в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владения и (или) пользования иностранными финансовыми инструментами работником, его супругом (супругой) и несовершеннолетними детьми в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, если указанные действия дают основание для утраты доверия к работнику со стороны работодателя. По общему правилу дисциплинарное взыскание за коррупционное правонарушение считается снятым по истечении одного года со дня применения взыскания, если не имели место иные дисциплинарные взыскания как за коррупционные проступки, так и за иные дисциплинарные проступки, однако исключением является увольнение в связи с утратой доверия. В соответствии с Федеральным законом «О государственной гражданской службе», ст. 15 Федерального закона «О противодействии коррупции» сведения о применении к лицу взыскания в виде увольнения в связи с утратой доверия за совершение коррупционного правонарушения, за исключением сведений, составляющих государственную тайну, подлежат включению в реестр лиц, уволенных в связи с утратой доверия, сроком на пять лет с момента принятия акта, явившегося основанием для включения в реестр.

*В целях совершенствования механизмов своевременного информирования наследников о неисполненных на дату смерти наследодателя кредитных обязательства Основы законодательства Российской Федерации о нотариате, утвержденные Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 11.02.1993 № 4462-1, дополнены статьей 61.1. Согласно требованиям статей 1112, 1175 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае смерти наследодателя в состав его наследства входят принадлежавшие наследодателю на день смерти вещи, иное имущество, имущественные права и обязанности, в том числе обязанности по оплате, невыплаченной наследодателем на дату его смерти, задолженности по кредитам (микрозаймам). Наследники, принявшие наследство, отвечают по долгам наследодателя солидарно, то есть совместно, каждый пропорционально его доле в наследстве. Имеются случаи, когда наследники спустя полгода после принятия наследства узнают о кредитных долгах наследодателя только после получения досудебных или требований кредиторов о досрочном погашении кредитной задолженности. Зачастую кредитные долги превышают стоимость принятого в наследство имущества. В целях своевременного информирования наследников о кредитных долгах наследодателя в Основы законодательства Российской Федерации о нотариате внесены изменения, предусматривающие обязанность нотариусов, ведущих наследственные дела, не позднее трех рабочих дней после дня открытия наследственных дел направить запрос в Центральный каталог кредитных историй для получения информации о бюро кредитных историй, в котором хранится кредитная история наследодателя, либо об отсутствии такой информации. Информация будет предоставляться через единую информационную систему нотариата в электронной форме на безвозмездной основе не позднее трех рабочих дней со дня получения запроса. Нотариус не позднее трех рабочих дней, следующих за днем получения информации, извещает об этом наследников, подавших заявления о принятии наследства, в письменной форме по известному адресу места жительства или известному адресу электронной почты либо знакомит их с полученной информацией при личной явке.

*       В целях совершенствования нормативно-правового регулирования негосударственной (частной) охранной деятельности в Российской Федерации, усиления контроля за оборотом оружия и специальных средств, а также дальнейшего развития механизмов государственно-частного партнерства в обеспечении общественной безопасности, в том числе постоянного и эффективного взаимодействия частных охранных организаций с правоохранительными органами, 30.11.2024 принят Федеральный закон № 427-ФЗ «О частной охранной деятельности». Законом разграничены два самостоятельных, различных по своему содержанию вида деятельности (частная детективная и охранная); ужесточены требования к учредителям (участникам) частных охранных организаций и к частным охранникам, а также к обороту оружия и специальных средств; конкретизированы охранные услуги, к которым отнесены: защита жизни и здоровья физических лиц; охрана объектов и имущества; обеспечение порядка в местах проведения массовых мероприятий; проектирование, монтаж и эксплуатационное обслуживание технических средств охраны, охранной сигнализации, контроля доступа и видеонаблюдения; обеспечение пропускного и внутриобъектового режимов на охраняемых объектах. В то же время охранным организациям разрешено осуществлять определенный перечень других дополнительных видов деятельности при наличии соответствующих лицензий. Законом введена новая категория частных охранников – телохранитель, оказывающих услуги по защите жизни и здоровья физических лиц. Отдельный раздел посвящен вопросам взаимодействия частных охранных структур и органов правопорядка в сфере охраны общественного порядка. Новые нормы Федерального закона будут способствовать реализации указаний Президента Российской Федерации о необходимости повышения уровня подготовки работников охранных организаций, эффективности участия частных охранных организаций в обеспечении общественного порядка. Федеральный закон вступает в силу с 1 сентября 2026 года.

*   Приказное производство является упрощенной процедурой гражданского процесса. В порядке приказного производства рассматриваются бесспорные требования, закрепленные в ст. 122 ГПК РФ и размер которых не превышает пятьсот тысяч рублей. Судебный приказ по существу заявленного требования выносится в течение 10 дней со дня поступления в суд заявления о вынесении судебного приказа. В течение десяти дней со дня получения приказа должник имеет право предоставлять возражения относительно его исполнения. В соответствии со ст. 129 ГПК РФ (действующей с 06.11.2024) заявление об отмене судебного приказа, поступившее в суд по истечении десятидневного срока, не рассматривается судом и возвращается должнику, за исключением случая, если он обосновал невозможность представления заявления в установленный срок по независящим от него причинам. Заинтересованные лица вправе на определение об отмене судебного приказа подать частную жалобу по мотиву отсутствия уважительных причин представления должником заявления по истечении установленного срока. Определение об отмене судебного приказа до 06.11.2024 не подлежало обжалованию. Также с 06.11.2024 к заявлению о вынесении судебного приказа прилагается уведомление о вручении или иные документы, подтверждающие направление взыскателем должнику копий заявления о вынесении судебного приказа и приложенных к нему документов.

*     Механизм проведения общих собраний собственников помещений в многоквартирном доме был значительно модернизирован с принятием Федерального закона от 21.07.2014 № 263-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства» и Федерального закона от 25.09.2020 № 156-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации». Изменениями, вступающими в силу с 01.03.2025, в Жилищном кодексе Российской Федерации предусматривается возможность направления гражданами предложений по повестке дня общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в электронной форме, а также обеспечивается возможность голосования по вопросам повестки дня общего собрания в федеральной информационной системе «Единый портал государственных и муниципальных услуг».

*   Согласно Федеральному закону «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» материнский (семейный) капитал — это средства федерального бюджета, передаваемые в бюджет Фонда пенсионного и социального страхования РФ на реализацию дополнительных мер социальной поддержки. Именным документом, подтверждающим право на дополнительные меры государственной поддержки, является государственный сертификат на материнский (семейный) капитал. Так, в случае распоряжения средствами материнского (семейного) капитала не в полном объеме лица, получившие сертификат, вправе получить остаток средств материнского (семейного) капитала, если этот остаток не превышает 10000 руб., в виде единовременной выплаты. Эти средства могут быть получены на основании заявления о распоряжении. Заявление о распоряжении может быть подано в любое время со дня рождения (усыновления) ребенка, в связи с рождением (усыновлением) которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки, в случае необходимости использования средств (части средств) материнского (семейного) капитала на уплату первоначального взноса и (или) погашение основного долга и уплату процентов по кредитам или займам на приобретение (строительство) жилого помещения, включая ипотечные кредиты, предоставленным гражданам по кредитному договору (договору займа), заключенному с организацией, в том числе кредитной организацией, на приобретение товаров и услуг, предназначенных для социальной адаптации и интеграции в общество детей-инвалидов, на оплату платных образовательных услуг по реализации образовательных программ дошкольного образования, на оплату иных связанных с получением дошкольного образования расходов, а также на получение ежемесячной выплаты и на получение единовременной выплаты. Заявление подается в территориальный орган по месту жительства или по месту фактического проживания: -в электронном виде посредством единого портала государственных  и муниципальных услуг; -через МФЦ; -лично или через представителя лица, получившего сертификат; -почтой.